_ONU0463

ИСТОЧНИК: http://activatica.org/blogs/view/id/4298/title/ussuriyskoy-tayge-ostalos-pyat-let-ne-hochu-zhit-kak-v-kitae

Совсем недавно мы писали о катастрофической ситуации с сибирскими лесами, которые ежедневно целыми составами вывозятся на экспорт в Китай. Однако в Приморье ситуация не лучше. Уникальная уссурийская тайга — природная жемчужина России, аналогов которой нет нигде в мире, гибнет под топорами лесорубов… Через несколько лет от лесов Приморья может вообще ничего не остаться.

О стремительно тающих лесных богатствах Дальнего Востока мы побеседовали с Ольгой Ухваткиной — биологом, старшим научным сотрудником Дальневосточного отделения РАН.

— Ольга, поясните — чем так ценна уссурийская тайга? Почему она — единственная в своем роде?

— Раньше, до ледникового периода, на всей территории евроазиатского континента росли единые смешанные леса. Однако потом на большую часть Евразии пришел ледник, который уничтожил существовавшую там экосистему. В Приморье же этого ледника не было. То есть у нас в первозданном виде сохранилась древняя природа. Не было здесь до последнего времени и людей. Приморский лес не знал ни пожаров, ни вырубок, ни сельскохозяйственного освоения — сохранился нетронутым. И его биоразнообразие таково, что сравнимо с лесами Амазонки. Но на берегах Амазонки уже давно живут люди, а в Приморье — нет. Сюда забредали разве что охотники-одиночки… Нашему лесу — от 2 до 4 тысяч лет!

Китай до недавнего времени был покрыт такими же лесами. 200 лет назад лесных территорий в Китае было в три раза больше, чем в Приморье. Но сейчас там все уничтожено. Осталось только у нас…

— Что происходит сейчас?

— Лес быстро вырубается и вывозится — по морю в Японию и Южную Корею, по железной дороге — в Китай. В Приморском крае работают около 400-500 местных лесозаготовительных компаний, самая крупная из которых — «Тернейлес». И действуют они полностью в рамках закона! Такой у нас закон, один для всех регионов, позволяющий одну и ту же сопку пройти рубками по несколько раз за десятилетие. В результате лес истощается, не успевает восстановиться. Россия — большая страна, для разных регионов нужные разные правила, как было раньше.

— Остались ли какие-то нетронутые лесные территории?

— Вне заповедников это только отдельные места, обычно вдоль ручьев и рек. Но они необходимы, чтобы восстановилось остальное. Дайте время — и все отрастет.

— Получает ли прибыль бюджет?

— Это смешные деньги. Специалисты амурского отделения WWF сделали расчет — и выяснили, что с древесины на 1 миллион рублей налогов выплачивается… 100 рублей! При этом работники лесозаготовительных предприятий получают не такие уж большие зарплаты — 35-40 тысяч. Вся прибыль уходит хозяевам лесозаготовок — частным лицам. Это огромные деньги — на одном лесовозе древесины на 500 тысяч рублей, и таких в день выезжает с одной лесозаготовки около 20.

А какие издержки при этом несет государство? В прошлом году один тайфун Лайонрок причинил Приморью ущерба на 8 млрд рублей. А лесорубы заплатили в бюджет всего 7 млрд! Получается, что государство за свой счет должно компенсировать вред, нанесенный деятельностью частных компаний…

— Вы считаете, тайфун — следствие хищнической вырубки леса?

— Да. Из-за того, что лес в Приморье уничтожается, быстро меняется климат. Тайфуны все сильнее и чаще. В этом году была сильная засуха, так что осадков выпало в два раза меньше, чем должно быть в норме…

Конечно, влияет и близость к Китаю, где полностью уничтожена природа. Оттуда к нам все чаще приходят песчаные бури, кислотные осадки, выбросы промышленных предприятий. И если у нас не будет леса, который все эти явления поглощает и нейтрализует, то нам придется совсем плохо.

Я была в Китае — и ни за что не хотела бы там жить!

— А почему? Наши СМИ и чиновники частенько хвалят Китай — мол, там экономика растет…

— Ну не все же определяется экономикой. Если тебе нечем дышать — какая разница, сколько денег в твоем кошельке? Китай — это полностью «переработанная» территория. Там даже воздух такой, как будто им уже три раза кто-то дышал… Там разрушена вся экосистема, отравлено все. У нас, если оставить природу в покое, — все сразу же начинает отрастать, восстанавливаться. А там — нет. Если дерево упало, то на его месте ничто уже не вырастет — ни новое дерево, ни трава… почвенная фауна убита обилием химии, удобрений. Они уже это поняли и сейчас пытаются исправить ситуацию. Когда-нибудь это, конечно, удастся. Но правда состоит в том, что понадобятся не годы и даже не десятки лет. На восстановление экосистемы Китаю теперь нужны столетия, если не тысячелетия! Не хотелось бы доводить до такого Россию.

— Что делать, чтобы не допустить экокатастрофы?

— Во-первых, нужно навести порядок в учете лесов, разобраться, сколько у нас лесов — здоровых, вырубленных, пройденных пожарами и так далее. Во-вторых, должен заработать принцип «Не сажал — не руби». Нужно оставить леса в покое, дать возможность восстановиться тем лесам, которые уже пройдены частичными рубками. А на заброшенных территориях, на месте рубок, пожарищ — начать выращивать плантации древесины для последующих заготовок. Срок созревания быстрорастущих лиственных пород — 20-30 лет, ценных (дуба, ясеня) — 50-70 лет.

Уссурийской тайги осталось всего лет на пять. А что дальше? Где будут работать те люди, которые живут в глубинке и кормятся только за счет лесозаготовок? В любом случае придется перейти к плантационному способу производства древесины, который уже много где практикуется.

Думаю, нужно развивать экотуризм, который может принести краю большую прибыль. Запустить, например, такую же рекламную кампанию, какую в свое время сделали Амазонке… Но кто сейчас приедет смотреть на лесозаготовки? Нужно сначала запретить вырубки.

— Вы что-то делали уже, чтобы прекратить истребление леса? Куда-то жаловались?

— Мы писали президенту, губернатору, но пока безуспешно. На днях запустили петицию на Change.org, и там уже собрано больше 5000 подписей. Получила большой отклик наша статья о гибели уссурийской тайги — у нее уже больше 10 000 просмотров, что для нас является рекордом. Простые люди реагируют, отзываются, а чиновники — нет. Но в конце концов лесозаготовителям пора самим задуматься, что рубить через пять лет будет нечего. Пора к нам прислушаться.

— Наверное, они живут одним днем, думают, что через пять лет их здесь не будет?

— Даже если они уедут на какой-то тропический остров, это их не спасет. Изменение климата — это глобальная проблема. Тайфун снесет их остров. Другой планеты у нас нет.

Все фото предоставлены Ольгой Ухваткиной

Tags:
Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

©2025 Ecology Education

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ

Нас сейчас нет на месте. Но вы можете отправить нам email и мы постараемся ответить вам в ближайшее время.

Отправка

Введите данные:

или    

Forgot your details?

Create Account